Каждый автомобиль должен быть укомплектован «набором предметов первой необходимости», призванных помочь водителю решать возникающие в дороге проблемы и домкрат как раз относится к их числу.

Большинство производителей комплектуют свои автомобили этими приспособлениями, причем подбирают их в полном соответствии с параметрами и особенностями конструкции машины. Если же домкрат выходит из строя или просто отсутствует по любой причине – это весомый повод задуматься о приобретении нового устройства.

Выпускаются конструкции с ручным и электроприводом, а по принципу действия домкраты бывают гидравлического типа, винтовые и реечные.

2.jpgРеечные

В зависимости от реализации передаточного механизма, различают зубчатые и рычажные реечные домкраты. У первых передача усилия на рейку осуществляется посредством шестерни, которую вращает приводная рукоятка с ручкой. Помимо головки в верхней части корпуса, такие приспособления имеют специальную лапу на нижнем конце рейки, служащую для подъема грузов с низко расположенной точкой упора. В рычажных устройствах рейка выдвигается при помощи качающегося привода, состоящего из шатуна и ручки. Функции лапы в таких домкратах выполняет большая площадка, объединенная с приводным механизмом.

Грузоподъемность реечных устройств зависит от количества передач привода. Одноступенчатые конструкции позволяют поднимать до 6 т и имеют КПД — 0,85. Рабочий диапазон двухступенчатых домкратов 6—15 т, а их коэффициент полезного действия составляет 0,7. Устройства с тремя передачами обеспечивают подъем груза весом от 15 до 20 т.

Винтовые

Главными элементами конструкции этого устройства являются стальной корпус и винт, вращающийся в нем с помощью приводной рукоятки. Для удержания поднятого груза используется принцип самоторможения. Условие его состоит в том, что величина угла подъема винтовой линии не должна превышать соответствующее значения для угла трения, из-за чего КПД таких домкратов не превышает 0,45.

3.jpgГидравлические

Работа любого гидравлического домкрата основана на использовании принципа сообщающихся сосудов, когда масло из одного резервуара перекачивается в другой при помощи насоса. Встречаются две принципиально разные конструкции жидкостных подъемных устройств: периодического действия с ручным приводом и непрерывного с механическим.

В домкратах первого типа рабочая жидкость нагнетается в нижнюю полость стакана, благодаря чему и производится вытеснение поршня вверх. В поднятом состоянии груз удерживается системой из всасывающего и нагнетательного клапанов, препятствующих самостоятельному перетеканию масла. Насос домкрата приводится в действие рукояткой, а опускание груза становится возможным при открытии клапанов для перепускания жидкости из нижней полости в верхнюю.

В устройствах непрерывного действия неподвижным элементом является как раз поршень. Масло нагнетается в полость над поршнем и вытесняет цилиндр вместе с корпусом, насосом и резервуаром вверх. Под специальные лапы, расположенные в нижней части корпуса, подводятся опоры, далее открывается спускной вентиль и под действием возвратных пружин поршень поднимается, вытесняя жидкость в резервуар. Затем уже под сам поршень устанавливают новую опору, после чего цикл подъема повторяют.

Гидравлические домкраты имеют большую грузоподъемность, достигающую сотен тонн, и обладают высоким КПД, вплоть до 0,8. Кроме того, для них характерны плавность хода и компактность механизма.

Автор: inter-s (Ниженец Владимир Иванович)

 
(0 голосов)