Вождение автомобиля – ответственное и сложное занятие, требующее наличия специальных навыков, хорошей реакции и крепких нервов. Главными критериями для любого автопроизводителя являются безопасность, комфорт и внешний вид автомобиля. Так, они тратят весьма значительные средства на разработку автомобильной оптики, о которой мы и расскажем вам поподробнее. 

А начнем, как говорится, с корней: непосредственно с вида исполнений фар и светоизлучающих элементов. Итак, типы автомобильных фар. На сегодняшний момент распространенытри типа фар: параболические, FF-рефлекторы и прожекторные.

Параболическая оптика

1.jpgОсобенность параболических фар состоит в том, что лампа расположена в фокусе, а отражатель расщепляет пучок света вдоль своей оси. КПД такого исполнения фар достигает всего 27%. Рисуноке изображена параболическая фара.

FF- рефлекторы

2.jpgГлавное отличие от параболического отражателя заключается в том, что в формировании луча света участвуют как отражатель, так и рассеиватель. Рефлектор имеет сложную, рассчитанную на компьютере форму отражателя. Главным преимуществом над параболической оптикой является то, что при меньших габаритах они способны обеспечить большую силу света. КПД достигает 45%. Рисунок 2 – FF-рефлектор.

Прожекторные (линзовые)

3.jpgВ конструкцию прожекторных фар входит: 1) отражатель (как правило, эллиптической формы); 2) линза. Принцип работы представляет собой оптическую систему, при которой пучок света, собравшийся в отражателе, направляется в линзу, где обрезанный экраном проецируется на проезжую часть. Экран представляет собой движущуюся заслонку и обеспечивает требуемые показатели в зоне затемнения. Преимущества данной конструкции очевидны: при меньшем энергопотреблении обеспечивается лучшая светоотдача. КПД здесь уже свыше 50%, очень привлекательный внешний вид (вспомните BMW  серии 7). Из недостатков можно выделить довольно высокую стоимость, сложность настройки (отклонение пучка света даже на 4о влечет серьезные изменения в направлении луча света). Рисунок 3 – Линзовая фара

Типы автомобильных ламп

Мы рассмотрим только те виды автомобильных ламп, которые используются в данный момент: галогенные, ксеноновые и светодиодные лампы.

Лампы галогеновые автомобильные

6.jpgОни представляют собой модернизированные лампы накаливания. Теперь полость колбы заполняется специальным газом - галогеном. Галогеновые лампы ярче своих предшественников и в 1,5-2 раза долговечнее. На данный момент времени они являются самыми распространенными среди автолюбителей. Из минусов можно отметить довольно большую температуру разогрева колбы и аккуратный монтаж. Категорически запрещается трогать их руками: попадание на поверхность колбы жирных пятен от пальцев сулит быстрым выходом ее из строя. Поэтому рекомендуется при их установке брать лампы каким-нибудь чистым материалом. Рисунок 4 – Галогенная лампа

Автомобильные ксеноновые лампы

5.jpgКсеноновые лампы, они же газоразрядные, представляют собой колбу с двумя несвязанными между собой электродами. Полость колбы заполнена инертным газом, в состав которого входит ксенон. Отсутствие в лампе нити накаливания значительно увеличило срок службы и яркость полезного света. Отсюда вытекают и недостатки: сложная конструкция, дополнительные блоки (блок розжига лампы, необходимость установки корректора и омывателя фар) и, как следствие, высокая цена.

Би-ксеноновые лампы

БИ-Ксенон (bi-xenon) - лампа, позволяющая переключаться между ближним и дальним светом посредством установки в ней специальной шторки, которая изменяет направленность пучка света. Рисунок 5 – Ксеноновая лампа.

Светодиодные лампы для автомобилей

7.jpgЭто совсем новые источники света, которые отличаются феноменальной долговечностью (до 50 000 часов) и очень низким энергопотреблением. Используются в качестве дневных ходовых огней, поворотников, повторителей поворотов, стоп-огней, габаритов, на некоторых новых авто используются как основная фронтальная оптика. Рисунок 6 – Светодиодная лампа

Предполагается, что со временем светодиоды вытеснят другие виды источников света.

Уход за автомобильной оптикой и причины выхода ее из строя

Ничто не вечно! Так и автомобильная оптика со временем выходит из строя. В основном все неисправности вызваны постоянной вибрацией. У галогеновых ламп перегорает вольфрамовая нить. От вибрации ослабляются крепления проводов, выходят из строя контакты в лампах и переключателях. Из-за использования в агрессивной среде окисляются и обрываются наконечники проводов. Бывает, что лампы очень часто перегорают: все дело в завышенной регулировке напряжения. Как все материальное требует ухода и заботы, так и автооптика нуждается в уходе. Со временем стекла фар тускнеют и теряют товарный вид, а самое печальное - ухудшается светопроницаемость. Бывает, что случайный камень, вылетевший из-под колес грузовика, разбивает фару. Поэтому своевременный уход оградит Вас от проблем в будущем.

Автосервисы предлагают две услуги по уходу за фарами: полировка (восстановление) вернёт фаре былую свежесть и новизну, а бронировка (антигравийная пленка) защитит фару от случайных камней. Пленка настолько тонкая, что совсем не влияет на светопроницаемость фары, но выдерживает довольно сильное давление.

8.jpg     9.jpg

На рисунках изображены: полировка фар и бронирование фар.

Тюнинг автомобильной оптики

Тюнинг – это средство выделиться из толпы, показать свою индивидуальность и чувство вкуса. Весь тюнинг оптики можно разделить на две группы: 1)  сделанный своими руками; 2) услуги специализированных фирм или автосервисов. 

Тюнинг фар своими руками – звучит гордо, но, во-первых, бывают разные руки, а во-вторых, нужны правильные мозги. Все дело в том, что мы живем в удивительной стране, где стритрэйсинг – это сорваться со светофора на «жигулях» раньше мерседеса, а потом неделю менять сцепление, а тюнинг своими руками – это в обыкновенную фару вставить ксеноновую лампу, не подумав, что для грамотной установки необходимо специальное оборудование, ведь неправильно установленный ксенон не улучшает видимость, а освещение в теневой зоне (зона, где расположены глаза водителя встречного автомобиля) превышает все допустимые нормы почти в 4 раза. Все дело в рассеивании коротковолнового ксенонового света, оно в несколько раз больше, чем у галогенного длинноволнового желтоватого света. И ксеноновая лампа, установленная в галогеновую фару, будет только слепить водителей встречного направления.

10.jpg      Второе - это установка ресничек на фары, а на круглую оптику - ангельских глазок, запатентованных BMW. Еще, как вариант, - замена поворотников и огней стоп сигнала на диодные фонари. Это не так уж и сложно. Единственное, что необходимо помнить: светодиоды лучше устанавливать через ограничительные резисторы. Рисунок 9 – Ручной тюнинг светодиодами

    Вы можете также обратиться в специализированные фирмы или автосервисы. Но! Если устанавливать ксенон по правилам (установка корректора, очистителя фар, дорогостоящая настройка линз), то это весьма дорого и таких фирм очень мало. А если не по правилам, то вам помогут автосервисы, специализирующиеся на данной услуге. Правда, стоит отметить, что они заранее предупреждают, что с их оптикой вы техосмотр не пройдете. Но не стоит расстраиваться: многие фирмы предлагают уже готовые решения автомобильной оптики. Стоят они не так дорого, да и смотрятся на порядок лучше. Рисунок 10 – Образцы заводского тюнинга11.jpg

Совсем недавно вышло ноу-хау в тюнинге оптики. Это телевизоры в фарах. Не совсем понятно зачем, но смотрится это необычно, оправдывая основную цель тюнинга. Цены на этот каприз начинаются от 900$ и не имеют верхнего предела.

12.jpgХочется также отметить, компания BMW заявила, что в 2013 году, анонсированном для выхода BMW i8, будет выпущена оптика нового поколения – лазерная оптика. Пока это только слухи, но ожидается, что данная оптика выйдет гораздо раньше и найдет свое применение в крупносерийных моделях.

Рисунок 11 – Телевизор в фаре Анонс

                                       omarsho (Алехандро)

(0 голосов)